Памятка родителям первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора — пора сдачи государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.
1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.
2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.
3. Учтите в расписании 15—20-минутные перерывы после часа работы.
4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.
5. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.
6. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.
Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:
1. вовремя его разбудить;
2. приготовить одежду для этого торжественности
случая;
3. положить необходимые учебные
принадлежности;
4. пожелать ему удачи и успехов.
Уважаемые родители
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче экзаменов. Как же поддержать ребёнка?
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить его справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться - на сильные стороны ребенка.
Избегать - подчеркивания промахов ребенка.
Проявлять - веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
Создать- дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.
Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Упражнения
1) Потягивание придаст новые силы. Выпрямите спину. Слегка вытяните ноги вперёд, не напрягая при этом колени. Закройте глаза, затем потянитесь, наклоняясь во все стороны. После 1-2 минут потягиваний посидите немного с закрытыми глазами, а спустя несколько минут сделайте большой выдох.
2) «Кошачьи лапки» расслабляют мышцы лица. Сядьте прямо, не напрягайтесь. Положите три пальца каждой руки на подбородок. Легко нажимая, «пройдитесь» по лицу подушечками пальцев снизу вверх очень маленькими «шажками». Проследите, как при этом меняется дыхание. Теперь плавно натяните ладонями кожу лица, слегка смещая её в стороны. В заключение слегка улыбнитесь, чтобы мышцы лица полностью расслабились.
3) «Распахнитесь», чтобы взбодриться. Сидя на стуле, расставьте ноги на ширину плеч. Свободно согните руки в локтях, приподняв ладони до уровня плеч, а затем выпрямите их вверх и разведите в стороны. Представьте, что вы бутон, который раскрывается в лучах солнца. Большой и указательный пальцы тянутся наружу. Во время этого движения сделайте вдох. Потом верните согнутые руки к туловищу, примерно на уровне нижней части груди, и сделайте выдох.
4) Теперь выпрямитесь, но не напрягаясь. Попробуйте посидеть на выступах седалищных костей, пока не наступит ощущение, что ваши голова, туловище и ножки стула составляют одну прямую линию. Сохраните это положение несколько минут. Это упражнение хорошо помогает от головной боли, так как снимает напряжение верхней части тела.
5) Правильное и равномерное дыхание снимает перенапряжение. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветов. Осмысленно вдохните воздух через нос и попытайтесь ощутить носовое пространство. Задержите дыхание на пару секунд. Выдыхайте воздух через рот по возможности дольше, как будто задуваете горящую свечу. Повторите упражнение несколько раз.
6) Не забудьте про упражнения для глаз. Сделайте вращение глазами влево – вправо, вверх – вниз. После посмотрите на кончик носа и отведите взгляд на стену. Повторите несколько раз. Сделайте круговые движения в левую и правую стороны. Закончите упражнения, слегка помассировав веки.
7) Помимо упражнений помогут расслабиться тонкие освежающие запахи. Запахи очень сильно влияют на наше настроение. С древних времён их использовали их для лечения и ухода за больными.
И напоследок маленький совет: чтобы зарядиться энергией, съешьте кусочек шоколадки или банан. В них содержатся вещества, которые выделят гормон счастья. Кстати, горький шоколад очень полезен для «сердечников», и, говорят, что от него не толстеют.
Чтобы научиться справляться со стрессом, нужно научиться расслабляться. Расслабление – это больше, чем просто сесть на диван и откинуться на спинку. Расслабление должно быть активным! Расслабление должно охватывать как тело, так и душу.
Глубокое дыхание. Представьте, что у Вас в животе есть воздушный шар. Вдыхайте воздух, как бы наполняя этот шар. После этого выдыхайте воздух, опустошая шар. С каждым медленным вдохом Вы будете все больше и больше расслабляться.
Расслабление мышц. Переключите мысли на себя и свое дыхание. Несколько раз сделайте глубокий вдох, медленно выдыхая. Мысленно «пройдитесь» по своему телу. Обратите внимание на области напряжения. Расслабьте мышцы. Один-два раза медленно повертите головой в стороны. Повертите плечами назад и вперед. Далее снова дышите глубоко. Вы должны почувствовать расслабленность.
Психологическое расслабление. Это также очень важный момент расслабления. Научитесь представлять себя в приятных местах: будь то тихий лес, спокойное море или горы. Это позволяет Вам расслабиться.
Расслабляющая музыка. Найдите в магазине или интернете тихую спокойную инструментальную музыку. В настоящее время в продаже имеется такая музыка, специально созданная для этой цели.
Помощь робкому и застенчивому ребенку:
1). Необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.
2). Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой.
3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими. Это для такого ребенка лучше чем занятия в одиночку.
4). Выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самооценки.
5). Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказывает какие-либо конструктивные мысли.
6). Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное.
7). Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, создание кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.
8). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.
9). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.
10). Записывайте каждый день, сколько раз вы обращались к потерянному ребенку и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок.
Помощь “кумиру семьи”:
1). Уделите ему как можно больше внимания, постарайтесь лучше узнать его, общаясь один на один.
2). Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок сбросит маску удачливого счастливчика и откроется вам.
3). Помогите ребенку понять, что не надо скрывать их, что испытывать такие чувства - нормально. Сочините рассказ о ком-либо, кто всегда смеется сквозь невидимые миру слезы. Это может быть и своего рода послание к ребенку.
4). Возьмите куклу-клоуна; объясните, что может чувствовать клоун, что у него внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А потом пусть кукла сыграет ту же роль уже в руках самого ребенка.
5). Хорошо, если ребенок сможет проявить себя в любой творческой деятельности - в рисовании, в музыке.
6). Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том или ином случае. Мы смеемся над смешными вещами, но становимся грустными, когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам плохо. Если ребенок смеется, когда кому-то плохо, побудите его задуматься над этой ситуацией и обычным голосом - ни в коем случае не раздражаясь! - произнесите: “Было вовсе не смешно, когда Вася упал. Он ушиб ногу, ему было очень больно”.
7). Старшим детям предложите вести дневник с записями - ежедневными и еженедельными. Заверьте, что его никто не прочтет. Скажите ребенку, что он может говорить с вами обо всем, что его волнует, в любое время - или с глазу на глаз, или через этот дневник.
Информация о возрастных особенностях развития способностей
Одаренным принято называть того, чей дар превосходит некие средние возможности, способности большинства. Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение (среда и воспитание) либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. Об одаренности скорее надо говорить как об интегральном, суммарном личностном свойстве.
В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью.
В педагогическом плане вопрос об общей и специальной одаренности имеет и важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, по которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, «общая способность» приобретает более специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
Потребность в познании является своеобразным двигателем развития способностей.
Почти у каждой способности есть свой наиболее благоприятный возраст. Способности, например, связанные с усвоением иностранного языка (способности к языкам), лучше всего формируются до семи лет, то есть устная речь легко может усваиваться ребёнком в детском саду. Выделяют также языковую способность- совокупность физиологических и психологических условий, обеспечивающих успешность усвоения и адекватного применения (воспроизведения) языковых знаков. Диагностируется она лишь к 11 году жизни.
Для 5-7летнего возраста характерно развитие общих способностей в игровой деятельности. Игра в этом возрасте очень серьёзное занятие – именно в ней ребенок развивается и готовится к учебной деятельности. И именно начиная с этого возраста, у ребенка может проявиться социальная одаренность - способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими. Это выражается в умении вести себя адекватно в различных ситуациях, организовывать деятельность (в частности, игры) других детей, высокий уровень коммуникативности и т. д. Можно пронаблюдать и понять, что нравится ребенку больше всего:
строить взаимоотношения с людьми (коммуникативная сфера);
рисовать, лепить, мастерить, петь (творчество);
сооружать что-то из кубиков, т.е. моделировать свой мир самому, играть с машинами (техника);
возиться с животными или растениями (окружающий мир);
доставляет ли ему удовольствие двигаться, танцевать (спорт).
Общая активность у одаренного ребенка проявляется как очень широкая любознательность ко всему новому. По мере развития к 3-5 годам исследовательская активность выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению ко всему новому - проявление таких способностей как музыкальные, литературные. При этом в музыкальных способностях выделяют так называемые «моцартовский» тип одаренности, который проявляется очень рано (2-3 года) и «баховский», который может проявиться в любом возрасте. Литературные способности в этом возрасте проявляются пока лишь фрагментарно.
С 5-6 лет в структуре одаренности появляется такой компонент как проблемность, которая выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н. Н. Поддьяков).
В 6-9 лет по мере развития речи и интеллектуальных операций достигаются возможности понимания и формулирования оригинальных мыслительных задач, своих гипотез для объяснения природных и социальных явлений. Именно в этот возрастной период могут проявиться некоторые способности - математические, изобразительные, литературные.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Сенситивным периодом развития данных способностей является возраст от 7 до 12 лет. К 11-12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазание и т.д. У них складываются благоприятные предпосылки для работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач становится обеспечение развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, пространственных и временных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, выносливости, скоростных и гибкости) способностей учащихся, а также их сочетаний.
Большое значение для развития способностей имеют условия, в которых они формируются, а также знание, для какого возраста существует преобладающая деятельность.
Способности могут развиваться неравномерно, и нередко временный застой сменяется ускоренным развитием.
Способности формируются в деятельности, именно в ней ребёнок познаёт себя, собственные возможности, приспосабливает свои силы к её требованиям, формирует в себе недостающие свойства. Поэтому деятельность можно рассматривать, как источник, фактор формирования и развития способностей. Ребёнок путём проб открывает новые варианты, вырабатывает характерную для него умелость, в которой суммируются общественный и личный опыт.
Если у ребёнка будет увлечённость в выполнении заданий и умственная работа, выполняемая им не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то лишь тогда деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей. Максимально реализует свой потенциал и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.
ВНИМАНИЕ, СУИЦИД!
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно добровольно расстаются с жизнью 500 тысяч человек. По прогнозам, к 2020 году их станет втрое больше. Беларусь входит в пятерку стран, лидирующих по количеству самоубийств. Среди покончивших с собой в первом полугодии 2008 года 1 тыс. 75 человек находились в трудоспособном возрасте, девять были несовершеннолетними. За этот же период было зарегистрировано 2 тыс. 30 попыток самоубийства. В частности, счеты с жизнью пытались свести 154 ребенка (85 мальчиков и 69 девочек).
Самоубийство - третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков (Моховиков, 2001):
1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания, нежелание извиниться.
7. Любовные неудачи, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
10.Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Признаки депрессии у детей и подростков (Моховиков, 2001)
Дети | Подростки |
Печальное настроение | Печальное настроение |
Потеря свойственной детям энергии | Чувство скуки, усталости |
Внешние проявления печали | Нарушения сна |
Нарушения сна | Соматические жалобы |
Соматические жалобы | Неусидчивость, беспокойство |
Изменение аппетита или веса | Фиксация внимания на мелочах |
Ухудшение успеваемости | Чрезмерная эмоциональность |
Снижение интереса к обучению | Замкнутость |
Страх неудачи | Рассеянность внимания |
Чувство неполноценности | Агрессивное поведение |
Негативная самооценка | Непослушание |
Чувство «заслуженной отвергнутости» | Склонность к бунту |
Чрезмерная самокритичность | Злоупотребление алкоголем или наркотиками |
Сниженная социализация, замкнутость | Плохая успеваемость |
Агрессивное поведение, отреагирование в действиях | Прогулы в школе |
КАК ПОМОЧЬ
ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят
НЕ СПОРЬТЕ. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность.
Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?»
ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом — большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать собеседника за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ — обобщайте — «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем — признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.
ДОПУСТИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ СУИЦИДАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют.
Самое главное - покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает.